Филиал МБОУ "Покрово-Пригородная СОШ"в с Новосельцево
«Первая помощь при кровотечениях». «Скорее «Скорой».Первая помощь при кровотечениях. Скорее «Скорой». Тема: «Первая помощь при кровотечениях». «Скорее «Скорой». Цель урока: Знакомство с видами кровотечений и мерами оказания первой помощи при различных видах травм кровеносных сосудов. Задачи: - предметная: научить распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждениях сосудов; - метапредметные: познавательная – поиск информации в различных источниках, оформление ее в виде таблицы регулятивная – достижение результатов соответственно поставленной цели, самооценка результатов; коммуникативная – взаимодействие в группе, распределение ролей в группе; личностная – умение действовать в экстремальной ситуации, готовность прийти на помощь пострадавшему. Оборудование: таблицы «Кровотечения и их виды», «Основные виды повязок», бинты, жгуты или резиновые трубки, палочки для закрутки, учебники «Биология. 8кл. Человек» Колесов Д.В., сборник опытов и заданий «Человек и его здоровье» Р.Д. Маш. Мотивационное поле: - Всегда ли человек может оказать помощь, кто из вас готов это сделать? - В Кунгуре этой осенью произошел несчастный случай. Группа школьников ехали на велосипедах вдоль скоростной трассы «Кунгур – Орда». При попытке пересечь проезжую часть одна из велосипедисток была сбита мчавшимся автомобилем. Водитель скрылся. Ребята вызвали «Скорую помощь» и ждали до ее приезда. Девочка умерла по дороге в больницу. - Как вы думаете ребята поступили правильно? Все ли они сделали до приезда медиков - Медицинские работники сказали, что если бы кровотечение было вовремя остановлено, то девочку удалось бы спасти. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а, нередко, и жизнь человека. - кто мог бы помочь в этой ситуации? Какими качествами должен обладать этот герой? (уметь оказывать первую помощь) - действительно, пострадавшему может помочь только тот, кто не только знает, но и умеет. - на доске две буквы -СЯ: чтобы уметь, что нужно сделать? (учиться, тренироваться) - учиться сможем с помощью чего? (книг, учителя … - какие знания и умения можем получить? (распознать кровотечение, оказать первую помощь) как озаглавим работу? ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ урока - предлагаю ускорить работу распределением деятельности по группам: 1 гр – венозное кровотечение, 2гр – артериальное кровотечение, 3 гр – капиллярное кровотечение, 4 гр – внутреннее кровотечение, 5 гр – носовое кровотечение. Работу по каждому виду оформить в таблицу на листах-картах из разрезных карточек, привести пример оказания первой помощи на одном из учеников. Оценивать работу медицинских групп будет независимый эксперт – ученик 9 класса, который занимается в туристическом объединении «Вертикаль» - это победители Всероссийского конкурса по туристическому многоборью. 1. Результаты оформим в таблицу «Первая помощь при кровотечениях» Вид кровотечения Как узнать (характеристика кровотечения) Как помочь (меры первой помощи - группы работают 7 мин, докладывают результаты своей работы. - Эксперт оценивает и комментирует (зачем туристу необходимо знать правила оказания первой помощи). 2. - третье задание: выберите карточку-задачу и на практике окажите первую помощь одному их «пострадавших». Задания: У пострадавшего наблюдается кровотечение из середины плеча. Ярко-красная кровь вытекает из раны непрерывной и пульсирующей струей в большом количестве. Определите вид кровотечения и окажите первую помощь. Велосипедист, выполняя акробатический прыжок, упал на большой скорости на асфальт. Кожа содрана. Колено и передняя поверхность правой голени кровоточит, как губка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь. Трейссер во время прыжка ударился головой о препятствие. Из носа течет кровь, на лбу большая шишка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь. Подростки прыгали в опил и не заметили торчащую из кучи щепку. Один из них после прыжка обнаружил, что острая щепка воткнулась в левую голень. Кровь течет из раны слабой ровной струей. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь. При приготовлении пищи девочка неловко повернула кухонный нож, который воткнулся в левую руку выше запястья. Ярко-алая пульсирующая струйка крови потекла из раны. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь. Эксперт подводит итоги работы групп, лучшей группе выдает вымпел «Юные медицинские спасатели» (ЮМС). Рефлексия: - Кто на сегодняшнем уроке достиг поставленной цели? - Какие - СЯ для этого приобрел? - составьте синквейн на тему КРОВОТЕЧЕНИЕ - Сделайте самооценку своей работы на уроке. - приклейте свой стикер на одну из линий поведения: красная – я знаю, как помочь быстрее «Скорой» синяя – я могу помочь при чьей-нибудь поддержке желтая – я смогу вызвать «Скорую помощь» Домашнее задание: выберите себе д\з самостоятельно: - составить «Инструкцию юного спасателя»; - написать мини-сочинение «Как нужно действовать при спасении жизни человека» - нарисовать плакат «Умей спасти жизнь человека!» Результаты: - предметные: уч-ся научились распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждениях сосудов, составили таблицу «Первая помощь при кровотечениях» - метапредметные: познавательные – информация найдена в различных источниках, выслушано мнение независимого эксперта, оформлена таблица и инструкция «Правила наложения жгута» регулятивные – достижение результатов соответственно поставленной цели, корректирование работы , самооценка результатов; коммуникативные – взаимодействие в группе, распределение ролей в группе; личностные – умение действовать в экстремальной ситуации, умение оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.
Выделяются 4 основных правила построения урока: • Правильная организация урока. Это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. • Использование каналов восприятия. Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие. Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания. • Учет зоны работоспособности учащихся. Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Учитель должен учитывать эти характеристики при построении урока. • Распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%. Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Дети с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальное сопровождение ребёнка.
Введение. Одна из самых актуальных проблем школы в современное время - преодоление школьной неуспеваемости. К сожалению, несмотря на то, что школы получают новое оборудование, учителя постоянно повышают свою квалификацию, совершенствуются содержание и методы обучения, не выходит у педагогов всех детей учить одинаково хорошо. Почему это происходит? У детей разное умственное, речевое, а следовательно и психическое развитие. Количество учеников, которые не могут усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. По данным Министерства образования РФ, около 80 % учащихся требуют особого подхода в обучении. Школа должна развивать каждого ребёнка, признать уникальность его личности, дать ему качественное образование. Для этого необходимо создание инклюзивной образовательной среды. Её основополагающий принцип - это гибкое приспособление к индивидуальным особенностям различных групп детей, умение быстро перестраивать собственную работу для лучшего обучения каждого ребёнка. Дети с ограниченными возможностями здоровья "могут реализовать свой потенциал при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития" ( выдержки из основных положений Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья). Одна из основных причин трудностей в обучении и воспитании у учащихся - особое состояние психического развития личности. Оно в дефектологии получило название " задержка психического развития" или ЗПР. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную и разнообразную группу. Дети с задержкой психического развития составляют около 50% неуспевающих учащихся, то есть каждый второй неуспевающий ученик - это ребёнок с ЗПР. А ведь такая проблема преодолима. В основе школьной неуспеваемости детей с задержкой психического развития находится нарушение их умственной работоспособности. Дети с ЗПР достаточно хорошо воспринимают помощь взрослых и способны переносить усвоенные способы и приёмы умственных действий на новые, похожие задания. Именно поэтому детям с задержкой психического развития нужно оказывать всеобъемлющую психолого-педагогическую помощь. Она должна включать индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, с социальным педагогом и так далее. Только тогда у ребёнка сформируется определённый уровень развития универсальных учебных действий, соответствующий его возможностям. А это одно из важнейших условий для освоения любым ребёнком образовательной программы. Одной из задач современной школы является формирование у всех учащихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Они дают основу умению учиться. Составление индивидуального сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - сложное и кропотливое дело, но разрабатывая его, специалисты открывают для ребёнка новые горизонты его развития. Да и учитель получит неоценимую помощь, так как ему приходится в настоящее время работать в многочисленных классах и с самыми разными учащимися. Педагог должен знать, как помочь ребёнку с ОВЗ. Цель работы:теоретико-методическое обоснование и разработка педагогом-психологом индивидуального сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: задержкой психического развития. Задачи работы: - находить у ребёнка трудности в обучении, связанные с задержкой психического развития; – поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальных образовательных воздействий и недопустимости его дезадаптации; - заниматься профилактикой отставания и отрицательных тенденций в развитии его личности; - определить общие, свойственные всем детям с ограниченными возможностями здоровья , и специфические особые образовательные потребности учеников с задержкой психического развития; - определить особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе для такого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей; - корректировать отклонения в развитии ребёнка, в его поведении, в отношениях со взрослыми и детьми на основе создания наиболее подходящих условий для развития личности ученика; - работать с родительской общественностью с целью недопущения негативного отношения к пребыванию ребёнка с ЗПР в классе общеобразовательной школы; - разработать осуществление психолого-педагогической помощи ребёнку с задержкой психического развития в соответствии с теми рекомендациями, которые были даны психолого-медико-педагогической комиссией; - оказывать консультативную и психологическую помощь учителям и родителям ребёнка с задержкой психического развития по различным, возникающим у них вопросам. Методы работы: 1. Наблюдение за поведением и обучением такого ребёнка. Обязательное изучение семейных отношений. К сожалению, часто при этом выявляется скрытое неблагополучие в отношениях между различными членами семьи ребёнка с задержкой психического развития. 2. Устный и письменный опрос ученика. Ребёнок с ЗПР охотно общается, если доверяет взрослому. Педагог-психолог может сделать много открытий для себя, если будет регулярно общаться с таким учеником. 3. Метод анализа продуктов деятельности. Это изучение рисунков, поделок, учебных работ ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. 4. Психологическое консультирование: оказание устной помощи ребёнку в виде советов ему и его родителям, разработка рекомендаций им на основе предварительного обследования ребёнка и знакомства с теми проблемами, которые мешают развитию его личности. 5. Психолого-педагогическое тестирование. 6. Методы психотерапевтического воздействия. Дети с задержкой психического развития хотят и любят рисовать, лепить, клеить. Им необходимы такие виды деятельности для развития. Таким детям нужна обратная связь со взрослым педагогом. 7. Психологическая коррекция. Часто дети с задержкой психического развития агрессивны. Им необходимы релаксационные техники, направленные на обучение ребёнка управлению своей злостью и снижению уровня личностной тревожности. Практическая значимость работы: Данная работа должна помочь решить проблемы ребёнка с задержкой психического развития с максимальной пользой для него и в его интересах. У ученика не должно быть барьеров при получении образования, с учётом его особых потребностей. При реализации индивидуального психологического сопровождения должна повыситься мотивация и качество успеваемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Помощь гарантировано должны получить и родители ребёнка с задержкой психического развития. Они должны в спокойном состоянии воспитывать и обучать своего ребёнка, выбрав для этого необходимую форму обучения. В итоге реализации данной работы повысится и профессиональная компетентность педагога-психолога по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: с задержкой психического развития. Произойдёт систематизация необходимых действий для лучшего воздействия на таких детей. Педагоги-психологи будут делиться опытом, устранять недочёты в своей работе, сотрудничать с другими специалистами для обеспечения комплексного воздействия на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа - инновация, она требует множества таких работ и методических разработок, чтобы инклюзивное образование достигло своей цели. А создание оптимальных условий для получения равноправного образования всеми детьми с учётом их особенностей - основная задача в области исполнения права на качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнок, у которого обучение и воспитание идут медленнее из-за задержки психического развития, лучше освоит все универсальные учебные действия, если формировать их слаженно, организованно, наиболее подходящими методами, приёмами, обязательно с применением их в повседневной жизни. Для этого и требуется индивидуальное сопровождение ребёнка с задержкой умственного развития.
Теоретические аспекты индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ: ЗПР. Данная группа детей начала исследоваться в шестидесятые годы двадцатого века именно по причине того, что дети с задержкой психического развития стали являться главным основанием снижения успеваемости школьников в начальных классах. Симптомы задержки психического развития неярко проявляются в дошкольном возрасте. ЗПР становится явной, когда ребёнку становится необходимо заниматься сложными формами деятельности. Задержка психического развития - отставание в психическом развитии, которое требует и специального коррекционного подхода к обучению, и даёт возможность обучения в обычной общеобразовательной школе. Особые образовательные потребности детей с ЗПР (общие для всех детей с ограниченными возможностями здоровья и специфические): 1. Получение специальной помощи сразу после выявления нарушения в развитии. 2. Непрерывный коррекционный процесс, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным обучением. 3. Обеспечение коррекционно-развивающей направленности при обучении основным предметам в школе. 4. Непрерывный контроль за учебно-познавательной деятельностью ребёнка, чтобы добиться такого её уровня , который позволяет ребёнку с ЗПР самостоятельно справляться с учебными заданиями. 5. Обеспечение доступности образовательной среды с учётом быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса детей с задержкой психического развития. 6. Регулярное стимулирование познавательной активности, пробуждение интереса у ребёнка к себе, к окружающему миру. 7. Помощь детям в осмыслении получаемых знаний, в формировании универсальных учебных действий. 8.Комплексное сопровождение: медицинская помощь, специальная психо-коррекционная помощь для компенсации дефицита эмоционального развития и формирования сознательной деятельности и приемлемого в обществе поведения. 9. Максимальное расширение социальных контактов: с членами семьи, со взрослыми людьми, со сверстниками, с малышами. 10. Активное взаимодействие семьи ребёнка с задержкой психического развития и образовательного учреждения. Сотрудничество родителей и руководителя школы, родителей и учителя, родителей и педагога-психолога, родителей и социального педагога, родителей и медицинского работника школы и т.д. Все специалисты должны работать согласованно во благо ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. ЗПР - сложное разноплановое нарушение. У разных детей выявляются разные нарушения компонентов психической, психологической, физической деятельности. Выделяются следующие причины возникновения задержки психического развития у ребёнка: - минимальные органические повреждения центральной нервной системы (самый ранний период жизни ребёнка); - функциональная недостаточность центральной нервной системы (результат воздействия патогенетических факторов) ; - хронические соматические заболевания, перенесённые в раннем детстве; - стрессовые психотравмирующие факторы ( часто дисгармоничные отношения в семье); - длительная депривация: педагогическая запущенность ребёнка или пребывание с момента рождения в доме ребёнка. Характерные особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать специалистам при индивидуальном сопровождении детей. 1. Физические и моторные особенности. Затруднение в координации движений, недостатки мелкой моторики, трудности в ориентации в пространстве. При это может быть излишняя двигательная активность: бесчисленное движение руками, ногами, ребёнок может вертеться на месте. 2. Быстрое утомление - серьёзное препятствие к формированию универсальных учебных действий. 3. Инфантилизм в психическом развитии. Он приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы. У детей не сформирована произвольная регуляция поведения, снижена познавательная активность и мотивация поведения, наблюдается низкий уровень самоконтроля. 4. Уровень развития интеллекта не подходит к возрасту ребёнка. Происходит отставание в развитии функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. 5. Речь ребёнка с задержкой психического развития бедна и примитивна. Часто у него имеются дефекты произношения. 6. Внимание сохраняется с трудом при выполнении даже игровых заданий. Дети легко отвлекаются и очень быстро устают. 7. Низкий уровень восприятия. 8. Сюжетно-ролевая игра как высшая форма игровой деятельности не сформирована. Дети с задержкой психического развития нетерпеливы и легко возбудимы в играх со сверстниками, испытывают трудности при соблюдении своей очереди в игре. Они часто прерывают других или вторгаются в игры других детей. 9. Особенности обучения в школе. Ведущий вид деятельности у таких детей - игра. Дети с ЗПР не воспринимают школьные требования, совсем не интересуются учёбой, слабо подчиняются правилам поведения в школе. Из-за низкого уровня самоконтроля они пропускают уроки, не выполняют домашние задания, отстают в усвоении учебного материала. Уже в первом классе у детей с задержкой психического развития складывается отрицательное отношение к обучению в школе. Формируется и растёт чувство неполноценности. Это ещё более усугубляет ситуацию. К концу 1 класса у большинства детей с ЗПР выявляются такие нарушения, которые не позволяют детям справляться с учебной программой: элементарный счёт вызывает трудности, есть серьёзные фонетические проблемы, из-за которых нарушается письмо и чтение. Если же будет организовано правильное неформальное индивидуальное сопровождение ребёнка, то своевременная организация коррекционно-развивающего обучения не позволит так развиваться событиям. Что ещё надо учитывать при обучении ребёнка с ЗПР? Т.А. Власова и М.С. Певзнер предупреждают педагогов, психологов об астенических состояниях. Астенические состояния снижают темп психического развития ребёнка. Затруднены процесс овладения чтением, письмом, счётом. К.С Лебединская выделила три типа ЗПР психогенного происхождения: а) Аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Этот вид - следствие гиперопеки. Из-за патологической незрелости эмоционально-волевой сферы ребёнок не обладает определённым уровнем знаний и представлений, нужных для обучения в школе. б) Аномальное развитие личности по типу "кумир семьи". Такое развитие обусловлено гиперопекой. Она приводит к формированию у ребёнка иждивенческих установок, лени, эгоизма. в) Аномальное развитие личности по невротическому типу. Такое развитие приобретает личность в злых, агрессивных, жестоких условиях жизни в семье. Всё это ведёт к формированию трусливой, равнодушной, боящейся принятия серьёзных решений личности. Не смотря на обилие препятствий при обучении детей с задержкой психического развития, у таких учащихся есть положительные моменты, на которые стоит опираться специалистам в своей деятельности: 1. При ЗПР при своевременной психолого-педагогической работе наблюдается полная обратимость симптома. 2. Недоразвитость высших психических функций носит временный характер. 3. Моторику можно развить до высокого уровня. Движения у ребёнка становятся быстрыми, ловкими. 4. При задержке психического развития отсутствуют грубейшие нарушения произношения, лексики, грамматики. При правильном обучении фонематический слух развивается. Дети с ЗПР активно обращаются к учителю за помощью. 5. В игре дети с ЗПР активны. Они могут принимать самостоятельные решения. 6. У таких детей относительно сохранна познавательная деятельность. 7. Дети с задержкой психического развития могут самостоятельно находить свои ошибки и решать задания аналогичные данным. 8. Зона ближайшего развития у детей с ЗРП значительно выше, чем у детей с умственным отставанием. Постоянная полная интеграция детей с задержкой психического развития может быть эффективна только при специальной помощи, удовлетворяющей их особые образовательные потребности. В обеспечении условий интегрированного обучения детей с ЗПР ведущая роль принадлежит психологу. Психологическое сопровождение ребёнка - сложный процесс. Результат его - овладение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья своей деятельностью и своим поведением, готовностью к дальнейшей жизни. Основные направления деятельности психолога в условиях образовательной интеграции - диагностическое направление, коррекционно-развивающее направление, консультативно-просветительское и профилактическое направление, организационно-методическое направление. Диагностическое направление. Это направление включает в себя первичное обследование ребёнка с задержкой психического развития, регулярные наблюдения за изменениями в его развитии, умение увидеть позитивные моменты в обучении и воспитании конкретного ребёнка и корректировать психическое развитие ученика. Используется комплекс методик, позволяющий оценить психологическую готовность детей с ЗПР к школьному обучению. Выбираются оптимальные условия для обучения в школе (модель интеграции) в зависимости от результатов диагностики. Коррекционно-развивающее направление. Важнейшая задача - разработка индивидуальных программ психологической помощи в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями ребёнка с задержкой психического развития. Коррекционно-развивающее направление включает в себя: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекцию её недостатков, развитие познавательной деятельности и углубленное формирование высших психических функций, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков. Это профилактика и устранения агрессии. Агрессия довольно часто встречается при задержке психического развития. Сюда входит и работа над негативными чертами личности, и снятие излишней робости, тревоги. В эту же группу относится и развитие коммуникативных способностей. Дети с ЗПР трудно взаимодействуют со взрослыми и детьми. Формирование адекватной самооценки - ещё одна задача этого направления. В развитии эмоционально-личностной сферы помогают методики игротерапии , арт-терапии и сказкотерапии. Детям с задержкой психического развития нужно представлять внутренний мир человека, чтобы самому жить в мире с самим собой. Психолог должен формировать у таких учащихся оптимизм, желание заниматься определённой познавательной деятельностью, умение преодолевать страхи, уважать себя, верить в свои силы и возможности. Развитие познавательной деятельности и углубленное формирование высших психических функций. Это стимуляция познавательной активности, развитие внимания, развитие памяти, развитие восприятия, координации, формирование мыслительной деятельности, развитие умения делать элементарные умозаключения. Это очень важно, так как ребёнок с задержкой психического развития часто пассивен, невнимателен, добивается результатов путём механической зубрёжки, не умеет анализировать, сравнивать, обобщать в процессе деятельности и делать выводы. Формирование произвольной деятельности и поведения. Психологическая готовность ребёнка к школе определяется умением управлять своим поведением. Неумение вести себя в школе тормозит и умственное, и личностное развитие ребёнка. Очень важно формировать у ребёнка с ЗПР сознательную саморегуляцию: находить цель деятельности и придерживаться её, планировать свою работу, подбирать и пользоваться определённым способом действия, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, уметь оценивать адекватно свою деятельность и её результат.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление. Положительные личные качества педагога представляют именно то, что действительно необходимо для ученика с задержкой психического развития: деликатность, такт, вежливость, умение прийти на помощь без упрёков, но и дать возможность ребёнку и самому что-либо сделать и т.д. Не секрет, что и обычный ребёнок часто выполняет задание, чтобы его похвалил учитель, чтобы не огорчить любимого преподавателя. А ребёнок с ОВЗ тем более желает положительной оценки своей деятельности, помощи, эмоций, а не равнодушия от классного руководителя, преподавателя. Об это нужно говорить на педсоветах, семинарах, на индивидуальных консультациях с учителями. Организация сотрудничества психолога с родителями. Для ребёнка с задержкой психического развития требуется особая поддержка со стороны родителей. Жаль, что часто они не представляют из себя примера для подражания, бывает, что негативно настроены по отношению к школе или сознательно избегают проблем. Каковы этапы работы с родителями? Начальный этап. Очень важно установить доверительные отношения с родителями. Провести всестороннее обследование ребёнка с ОВЗ. Найти положительные качества в нём, порекомендовать родителям, как следует заниматься с учеником в домашних условиях, к каким специалистам дополнительного образования обратиться. Необходимо донести до родителей то, что не надо бояться и скрывать проблемы своего ребёнка, а делать всё возможное для его развития, прислушиваясь к специалистам. Этап коррекционно-развивающей работы. Родители выполняют конкретные рекомендации и задания психолога. Для родителей ребёнка с задержкой психического развития требуются неоднократные индивидуальные консультации. На них обсуждаются как положительная динамика в развитии ребёнка, так и возможные проблемы, с которыми придётся постоянно сталкиваться специалистам. Иногда психологу приходится глубже изучать семейные проблемы. Выделяют три уровня работы: 1. Супружеская психокоррекция. Часто в семьях, где воспитывается ребёнок с ЗПР, есть скрытое неблагополучие между родителями. 2. Семейная или групповая психокоррекция выявляет непродуктивные формы взаимодействия и призвана выработать новые продуктивные связи между членами семьи. Бывает так, что на ребёнка большее влияние оказывают не мама с папой,а другие и не самые ближайшие родственники. 3. А далее уже ведётся психокоррекционная работа с ребёнком.
Принципы коррекционной работы с детьми и их родителями, подходящие для работы с ребёнком с задержкой психического развития. (использована классификация И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева ) Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие. Принцип единства диагностики и коррекции развития.Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и точностью выполнения коррекционных программ.
Принцип оказания личностно-ориентированной помощи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных проблем у ребенка с ограничениями в здоровье, членов его семьи и лиц, взаимодействующих с ним.
Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с ограничениями в здоровье. С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей-фактор, обеспечивающий укрепление внутрисемейных связей во благо ребёнка с задержкой психического развития. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, медицинских, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы. Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специалистами образовательного учреждения и медицинским учреждением. Организационно-методическое направление. Подготовка материалов к педагогическим советам, методическим объединениям, семинарам, участие в них, оформление документации.
Список использованной литературы. Основная литература. 1. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.Методические рекомендации/Отв. ред. С.В. Алехина. - М.:МГППУ, 2012 2.Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы/Под ред. Е.В.Самсоновой. - М.:МГППУ, 2012 3.Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации/Под ред. Е.В.Самсоновой. - М.:МГППУ, 2012 4. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учёт и отчётность/Сост. И.В.Возняк. - Волгоград:Учитель, 2014 5.Колесникова Г.И. Справочник детского психолога. - Ростов на Дону:Феникс, 2010 6. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции/Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №1, 2012 7. Левченко И. Ю. , Ткачева В. В. Психологическая помощь семье,
8. Интернет-ресурсы. Лекции и методические материалы сайта http://edu - pmk.ru Дополнительная литература. Интернет-ресурсы. 1.Материалы сайтов: http://festival/1september/ru http://nsportal/ru http://cito/web.yspu.org http://s11036.edu35.ru 2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции:игры, упражнения, техники. - Ростов на Дону:Феникс, 2010
12 апреля 2017 в 13:13
Прикреплённые файлы:Документ: «Первая помощь при кровотечениях». «Скорее «Скорой». Описание файла:Файл называется: masterklas_8pf45.pptx Это официальный файл организации «Филиал МБОУ "Покрово-Пригородная СОШ"в с Новосельцево», в нём содержится «Первая помощь при кровотечениях». «Скорее «Скорой».. Размер файла: 0,56 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.